Так уж повелось, что иногда в помощь игрокам новым и неопытным создаются специальные темы-подсказки, лекции, которые хоть чем-чем, но помогают в отыгрыше. Хотелось бы показать на суд общественности одну такую лекцию по Стилистике.
Что-либо нужно править, граждане опытные игроки? Все ли понятно новичкам? Или слишком заумно и следует еще раз прочесать лекцию? Или что-то добавить?
Да и вообще, хотелось бы узнать, помогает ли подобное игрокам? И так...

Солнце старалось вовсю, проникая сквозь открытые окна и расползаясь жирным, пылающим пятном на полу, партах и особо неудачливых учениках. Температура воздуха была сродни пылающей печке, в которую неизвестный садист все больше и больше подкладывал дров, улыбаясь во все двадцать девять зубов. Естественно подобная атмосфера ну никак не располагала хоть на какую-то деятельность, кроме жгучего желания растечься по столу расплавленной субстанцией чего-то непонятного.
Несмотря на то, что уже минут двадцать как объявили о предполагаемой замене несчастного лектора, слегшего с тепловым ударом, аудитория была полна. Несчастным студентам было лень даже двигаться в сторону выхода – перспектива быть безжалостно выгнанными под палящие солнечные лучи без единого намека на ветерок представлялось куда более жутким, чем равномерное плавление в помещении.
Казалось, маленький мирок замер, растянувшись на солнцепеке…

Дверь распахнулась внезапно, с ноги, заставив особо нервных учеников вздрогнуть, а особо спящих гулко стукнуться лбами о стол или плечо соседа.
В дверной проем, взвихривая благовонный маслами воздух, влетела сухопарая женщина, самим количеством темных одежд на теле подвергая особо впечатлительных в тихое уныние. Задорно блестящие из-под прозрачной накидки глаза подошли бы скорее маленькой девочке, замыслившей спонтанную гадость, нежели важной даме, которой, по идее, она и должна была являться. Седые волосы были заплетены во множество звенящих косичек, смуглая кожа на лице уже была прорезана сеточкой морщинок, а тонкие, худые руки с выдающимися суставчиками, казалось, вот-вот могли сломаться от количества совершаемых жестов.
Лукаво оглядев встрепенувшихся студентов и нехорошо потерев ладошки, женщина (леди? бабушка?) ловко плюхнулась на стол и начала вещать:
- Ну что, несчастные, долг победил разум? Вот заставляете бедную, старую и больную женщину отрабатывать свою зарплату, как вам только не стыдно, негодники! Неужели так трудно было смыться сразу же после звонка? Можете мне поверить, я бы это только оценила…- морщинки насмешливо сузились, блеснули острые зубки в улыбке. – Но, раз уж в вас кипит такая жажда знаний, можете мне поверить, она будет утолена. Доставайте перья, пергаменты, папирусы, кисточки или что там еще у вас есть и начинайте слушать, начинайте писать. Тема сегодняшней порции знаний – «Стилистика и её основные компоненты». Записали? Ну а теперь, решайте сами, что усваивать, а что отбросить в сторону…

Говоря научно, СТИЛИСТИКА это раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю.
Являясь одной из самых старейших дисциплин, стилистика, выражаясь проще для недозрелого ума, отвечает за красоту речи и текстовых документов, определяет их принадлежность к одному или иному стилю.
Различают стили:
- разговорный (преобладает коммуникативная функция – представляет собой смесь, адаптированную для устного общения, в которой часто мелькают «нестандартные» и жаргонные слова);
- научный (преобладание информации, различных и часто труднопроизносимых терминов, даже незнакомых для иного обывательского уха. Обладает одной особенностью – в чистой форме использования этого стиля совершенно отсутствует столь милое слово «я», только «мы» - Мы решили, Мы узнали, Мы провели…);
– официально-деловой (более «сухой» стиль, адаптированный под не менее «сухие» обстановки; правда, иногда размеры предложений поражают – 500-600-2000 слов бывает);
– публицистический (также несет более информативную функцию, но и более доступен для среднего читателя; различается в виде газетной печати - доступно массе, немножечко заумно и суховато);
– литературно-художественный (наиболее красивейший, в котором доминируют эмоциональная окраска и оригинальная поэтичность написания).

Стили перечислены в духе «годный-негодный» для написания постов, если начинать рисовать шкалу снизу. Конечно, редко когда используется истинно один непреклонный стиль – у каждого свой особый коктейль с неповторимыми пропорциями всех ингредиентов. Практически невозможно построить грамотно написанный мини-рассказ (чем в своей сущности пост и должен являться) используя, скажем, исключительно разговорный стиль. Это утомляет как читателя (однообразная мешанина из прерывистых предложений поначалу забавна… ключевое – «поначалу»), так и самого автора (о, это непереносимый труд умудриться написать свой пост именно в ЭТОМ стиле). Самое главное – суметь создать свой собственный рецепт-основу, подогнав его именно под себя.
Почему это лишь основа?..

Самым ключевым компонентом (лишь ненамного вытесняя на задний план творческий потенциал), вернее даже, компонентами, являются оценочная стилистика и языковые тропы (то бишь языковая выразительность). Несмотря на столь странные и нудные названия, они подразумевают под собой весомую долю того, без чего не может обойтись ни единый пост. Рассмотрим поподробнее и вы, вне всякого сомнения, поймете почему…

То, что характеризует непосредственно отношение к тому или иному слову в данном контексте, характеризует отношение к тому, что обозначено данным словом и выражением и зовется оценочной стилистикой. Такие слова не только называют предмет, явление, действие, но и выражают непосредственное отношение к ним со стороны говорящего (будь то сам Великий Аффтор или же его персонаж). Эта оценка может быть резко негативной, неодобрительной, иронической (Эта госпожа предпочитает покинуть столь высококультурное общество и уйти со мной, – небритые бандиты с опухшими рожами долго бы переваривали суть сей фразы, пока до них не дошло бы, что их попросту оскорбили), пренебрежительной (Ну и чего мы забыли в этой забегаловке?), но может быть и положительной, шутливой (дражайшая половина в смысле 'жена'; благоверный - 'муж').

Языковая выразительность – в переводе – красота и велеречивость высказываний - создается не только за счет эмоционально -оценочных сфер, рассмотренных ранее, но и за счет того, что слова и их сочетания могут приобретать переносные значения – становиться тропами, или входить в особые «стилистические фигуры», которые вызывают создание образного смысла.
В основе подобных тропов лежит перенос традиционного значения слова в совершенно иную «плоскость». В число подобных тропов входят (если кто еще помнит великую и могучую литературу): метафора, метаморфоза, метонимия, синекдоха, гипербола, литота. Так же можно отнести подобные стилистические приемы и фигуры, как: сравнение, эпитет, оксюморон.
Если кто-то слишком плохо учился грамоте, то пускай поищет определение терминов сам – иначе они займут драконью долю в моей лекции, что было бы мне крайне нежелательно.

Рассмотрим примеры языковой выразительности для более хорошего закрепления и осознания материала:

Большие крылья снежной бабочки ласково обхватили чернеющую землю. Зима в этом году пришла намного раньше, заявив о своих правах еще…

Будь первое предложение одним и единственным, только лишь существо с богатым воображением смогло бы догадаться, что речь идет о снеге. Тем не менее, второе предложение ненавязчиво подталкивает сознание именно к этой мысли, выбранными словами рисуя в воображении более волшебную картину, чем от просто «выпал на черную землю белый снег». Хотя, конечно, смотря каким воображением можно обладать…

Метаморфоза занимает почетную должность и одну из главных ролей, представляя собой что-то вроде полнейшей трансформации сравнения в нечто невозможное, часто – невероятное определение обычным словам-существительным. К примеру:

Звенящей птицей замерла душа, едва я взглянула на него.

Так же, благодаря таким вещам, как количественная метафора, гипербола и чуть ли не главе особо напряженных ситуаций, заставляющих читателя нервно подпрыгивать на месте – оксюморону, можно вполне неплохо разыграть сложившуюся ситуацию, придав ей толику яркости:

Ураганом чувств, взбаламутившим спокойную бездну самообладания, застарелая ненависть обожгла её, подобно льду. (о, наш пафос-пафос)

"Красноречивое молчание, очевидное невероятное" – все это словно выделяет слова, придавая им гораздо более весомое и объемное значение, делая словно выше и значимее. Подчеркивая какое-либо действие персонажа подобным, вы поневоле привлечете внимание. Важно просто понять, где можно использовать подобное, а где нет – ведь и после сплошного сладкого хочется с чувством обворовать баночку соленых огурцов, так что же говорить о привередливом читателе, который не слишком-то любит даже приятное однообразие?

Полагаю, в своем тексте я должна упомянуть еще парочку важных языковых приемов, которые вполне могут добавить толику выразительности в ваше творение. Эта сладкая парочка заключает в себя такие важные вещи, как хиазм и градацию. И пусть первый может использоваться не слишком уж и часто, зато вторая несомненно будет являться примой во многих ситуациях.
Игра на симметрии и зеркальном отражении отличает гордую и разномастную синтаксическую конструкцию, как хиазм. Являясь почти братом параллелизму, его нередко используют для создания красивой антитезы, контраста:

Золото не ржавеет – ржавеют души, поклоняющиеся золотому тельцу
Мисс Градация использует как порядок словорасположения, так и соотношение лексических значений слов для создания своего эффекта. Кто не помнит – её сутью является расположение синонимов по нарастанию или убыванию признака.

Проявлять чудеса храбрости, бесстрашия, крайнего самопожертвования, похоже, уже входило в его привычку.
Используя все это и хоть что-то вынеся для себя из этой статьи, вполне можно написать столь восхитительный пост, что его не погнушается сбежаться и почитать весь форум.
Но важно не забывать и о том, что для написания подобного не стоит гнушаться и такой простой вещи, как жажды экспериментатора.

Чувствуя ритм, биение слов, вы всегда сможете найти именно свою мелодию – лишь нужно прислушаться к себе. Кто-то находит вдохновение в музыке, кто-то – в поддержке ближнего своего; встречались и люди, которые творили истинно гениальные вещи, глядя телевизор или параллельно читая книгу – способов достижения нужного результата великое множество.
Но как же выбрать именно тот способ, который будет приемлем исключительно для вас? Который станет вашим вторым дыханием, вашей плотью и кровью – вашей отличительной чертой, по которой вас будут узнавать и любить…

Ответ довольно прост, как и все самое банальное. Просто не стоит бояться непривычного, позволить пальцам свободно порхать, претворяя в жизнь любые даже самые безумные идеи. Не важно – перегрузите ли вы свое творение эпитетами, невероятными сравнениями, грандиозными градациями или же сорветесь на древний слог, подражая своим предкам в духе давно устаревших слов и давно устаревшей постановкой предложений. Никогда не ограничивайте себя в момент творчества, не заставляйте его надевать узду – лучше уж потом, когда разум уже откажется выдавать что-то внятное, быстро пробежаться глазами по своему творению, придать ему поверхностный лоск, возможно, переставив пару-тройку слов и заменив кое-что совсем уж нестандартное. Но не стоит и забывать о том, что выжимать из себя по капле слово за словом не является хорошим занятием – стиль, душа творчества, не терпит подобного издевательства над собственной персоной и предпочитает найти себе кого получше.

А творчество без души редко когда достигает желанного успеха.
Достаточно просто поверить в свои силы.
Достаточно просто отбросить в сторону все уже давно сложившиеся устои и позволить взглянуть себе на мир чуточку иначе.

Вернее даже, позволить взглянуть на этот мир кому-то, сидящему глубоко в вас самих.
Вопросы? пожелания? аплодисменты?
Аудитория хранила удивленно заткнувшееся молчание.

Наконец – робко, не сводя взгляда с улыбчивой старушки, весело болтающей ногами – вверх поднялась рука особо смелой студенточки.
- Да-да?
- А вы, собственно, кто?
Дама улыбнулась еще шире (если такое вообще возможно), ехидно подмигнув и… взмыла в воздух.
- Ох, детишки, иногда замковым приведениям становится непереносимо скучно и они решают пошалить… А уж когда нужно доставить смертным неприятности, кто же откажется, э?
Брызнувшие искры, несуществующий ветер и от леди осталось только лишь воспоминание в виде исписанных листов, открытых ртов и около часа времени, истраченного на духа.

© Луннария